Роccия рaзрабатывает истребитель 7-го поколения – главком ВКС

03.03.2016 08:10

Россия ведет разработку истребителей шестого и, возможно, седьмого поколений, сообщил главком ВКС России. О подробностях он не рассказал, однако отметил, что самолеты шестого поколения будут представлены и в беспилотном варианте.

tmpT4ZSf9 697b0

Главком вещает

Россия ведет работы по созданию истребителя седьмого поколения, заявил главком Воздушно-космических сил генерал-полковник Виктор Бондарев. «Если мы сейчас остановимся, то остановимся уже навсегда. [Идут] работы и шестого, и, наверное, седьмого [поколения]. Много говорить не имею права», — сказал Бондарев, отвечая на вопрос о работах по созданию истребителей шестого поколения (цитата по «РИА Новости»).

По его словам, самолет шестого поколения разрабатывается как в пилотируемом, так и в беспилотном вариантах. «Он [истребитель] будет модифицированным — и такой, и такой вариант», — отметил Бондарев (цитата по ТАСС).

Он добавил, что человеческий организм «имеет предел», в то время как аппаратура для беспилотника «значительно более функциональна и неприхотлива» и «может выдержать любые перегрузки». «Представляете, какие возможности может иметь вариант беспилотного истребителя, бомбардировщика или штурмовика?» — подчеркнул Бондарев.

Главком не уточнил, сколько времени может понадобиться на создание такого беспилотного самолета, однако дал понять, что это дело не ближайших лет.

До этого вице-премьер Дмитрий Рогозин рассказал журналистам по итогам совещания о развитии военной авиации, что конструкторское бюро «Сухой» представило первые разработки истребителя шестого поколения. «Речь сейчас идет и о новых задельных работах, которые были очень кратко представлены КБ «Сухого» и генеральным конструктором, который назначен по всем самолетным комплексам и вооружениям. Речь идет действительно уже о задумках по созданию истребителя шестого поколения», — сказал Рогозин.

При этом он отметил, что в настоящее время российское авиастроение находится «в ситуации государственных испытаний истребителя пятого поколения». Рогозин подчеркнул, что уже сейчас необходимо заглядывать далеко вперед для того, чтобы перейти к новому качеству российской авиации.

Также для сохранения позиций, добавил Рогозин, необходимо омолаживать кадры, консолидировать отрасль, заниматься ее технологическим перевооружением и сотрудничать со всеми, от кого зависит успех кооперации. В первую очередь это новые радиоэлектронные технологии и новые вооружения, считает вице-премьер.

В июле 2014 года глава дирекции программ военной авиации Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК, является владельцем более 85% акций КБ «Сухой») Владимир Михайлов говорил, что первый боевой самолет шестого поколения появится в России во второй половине 2020-х годов, то есть примерно через 12 лет. При этом он затруднился тогда пояснить, чем именно новый самолет будет отличаться от машин предыдущего поколения. Требования к шестому поколению истребителей пока только определяются, отметил Михайлов.

Спустя несколько месяцев гендиректор Фонда перспективных исследований Андрей Григорьев в ходе форума «Открытые инновации» сообщил, что Россия уже приступила к созданию истребителя шестого поколения.

Поколения истребителей

Единых соглашений по свойствам, требуемым для отнесения к поколению, нет, категоризация является неточной и могут возникать разногласия по поводу отдельных изделий. Широко принятой является система, выделяющая пять существующих поколений.

Терминология поколений является неофициальной, А. Хеберт считал систему по-прежнему спорной в 2008 году. Было предложено также несколько других систем (некоторые включали и нереактивные истребители). Так, Ричард Халлион в 1990 году выделял шесть поколений, не соответствующих применяемым в XXI веке:

Дозвуковые (1943—1950): Мессершмитт 262, Як-15, МиГ-9, Ф-84 с прямым крылом. Число Маха: 0,75—0,85.

Околозвуковые (1947—1955): Ф-86, МиГ-15, МиГ-17. Число Маха: 0,9—1,05.

Ранние сверхзвуковые (1953—1960): МиГ-19, Ф-8. Число Маха: 1,3.

Сверхзвуковые ограниченного применения (1955—1970): Ф-104, ранние МиГ-21 и Мираж III. Число Маха: 2,0.

Сверхзвуковые многоцелевые (1958—1970): Ф-105, Ф-4, поздние выпуски Миг-21 и Миража III. Число Маха: 1,4—2,5.

Высокоэффективные сверхзвуковые многоцелевые: Ф-14, Ф-15, Ф-16, Ф-18, МиГ-29, Су-27. Число Маха: 1,8—2,5.

Сейчас принято выделять пять поколений истребителей. Истребитель пятого поколения приняты на вооружение в 2001 г. в США, а в России находятся на этапе лётных испытаний. Поиски облика истребителя пятого поколения начались в середине 70-х годов в СССР и США, когда машины четвертого поколения — такие как Су-27, МиГ-29, F-14 и F-15 — ещё только делали первые шаги. К работе были привлечены ведущие отраслевые научные центры и ОКБ.

5183098 4ec19

ПАК ФА

К 2014 году единственным принятым на вооружение истребителем пятого поколения является F-22 Raptor. Лётные испытания проходят ещё пять истребителей: ПАК ФА (Россия), F-35 (США), J-20 (Китай), J-31 (Китай) и Mitsubishi ATD-X (Япония).

Критерии 6 поколения

Собственно, исходя из каких критериев, новый истребитель может быть отнесен к самолетам 6 поколения? В числе основных, что называются экспертами - автономность полета. То есть машиной будет управлять не человек, а компьютер - в автоматическом режиме или посредством дистанционного взаимодействия с людьми. Вместе с тем, есть специалисты в области авиации, которые говорят о том, что истребитель 6 поколения может быть и пилотируемым. Вполне возможно, допускают эксперты, что машины новейшего класса будут выпускаться в двух технологических реализациях одновременно.

Есть версия, что американским авиаторам ближе беспилотная концепция, а российским, в свою очередь, та, в которой самолет будет управляться человеком. Конструкторы из США, как отмечается в ряде источников, рассчитывают тем самым придать истребителям невероятно высокую устойчивость к перегрузкам, так как робот их сможет выдерживать без проблем. Россияне же, в свою очередь, склонны считать, что ни один компьютер не способен управлять машиной на уровне человека. Однако в среде авиаконструкторов из РФ немало сторонников также и беспилотных концепций. Правда, как отмечают некоторые специалисты, по этой части российские инженеры несколько уступают западным коллегам.

В подтверждение тому приводятся неудачные тесты последних моделей беспилотных аппаратов, созданных в РФ. И потому истребитель 6 поколения Россия, считают эксперты, с определенной вероятностью создаст на базе концепции, где управлять самолетом будет человек. В числе других важнейших критериев перспективных машин эксперты называют также чрезвычайную малозаметность. Сегодняшний уровень технологий «стелс» обеспечивает защищенность самолетов от средств ПВО далеко не на 100%. Более того, если брать самые современные ЗРК, такие как, например, российский С-400, то «стелс» на существующем уровне - едва ли помеха для них. Однако истребитель 6 поколения, как ожидают эксперты, сможет оставлять не у дел даже самые технологичные средства ПВО за счет малозаметности.

189067 420845 74fff

Один из концептов истребителя 6-го поколения 

Кстати, дополнять вышеуказанный критерий могут средства защиты от ПВО (противоракеты, ложные цели и т.д.). Следующий критерий - несоизмеримо более высокая скорость истребителя в сравнении с машинами предыдущих поколений. Если сейчас самые быстрые военные самолеты летают с показателем порядка 3 Мах, то разработки 6 поколения, как ожидается, смогут преодолевать порог в 5. Крейсерская скорость (без включения форсажной тяги) новейших истребителей, считают эксперты, будет определенно сверхзвуковой. Также набираться она сможет гораздо быстрее. Вполне возможно, крейсерская скорость истребителей будущего будет идентична сегодняшним форсажным скоростям - 1,5-2 Маха.

Одна из вероятных характеристик двигателей, что будут установлены на сверхбыстрых истребителях - очень высокая экономичность. Благодаря ей самолеты смогут долго летать без дозаправки, и потому нести патрулирование на больших относительно своих баз расстояниях.

С конструкционной точки зрения машины 6 поколения, как полагают эксперты, будут очень эргономичными. Вполне возможно, что крыло, к примеру, будет в большей части вмонтировано в фюзеляж. Есть вероятность, считают специалисты, что принадлежащие к 6 поколению истребители мира не будут оснащены вертикальным оперением. Возможно, в основе конструкции самолетов будет концепция «летающее крыло» (подобно футуристически выглядящему B-2, что стоит на вооружении ВВС США). Как же будут выглядеть новейшие истребители? Фото, которое ниже, может дать нам примерные ориентиры.

546689 1e5b7

Что же имеет ввиду главком ВКС России, говоря об истребители 7-го поколения, неясно.

Rss В закладки