Зачем Минфину повышать нагрузку на зарплаты россиян

21.09.2016 07:00

Председатель Госдумы Сергей Нарышкин заявил, что в России уже можно думать о введении прогрессивной шкалы налогообложения. Минфин предлагает поднять налог на добавленную стоимость и увеличить размер социальных отчислений с зарплат. Государство активно ищет способ пополнить казну. Однако реализация подобных мер может отправить российскую экономику в тень, пишет «Лента.ру».

1 26687

Что бы еще придумать?

Позиция министерства финансов, пожалуй, самая невыгодная в правительстве. Остальные ведомства разрабатывают программы и говорят, сколько на их выполнение нужно денег. Потом отчитываются за реализацию.

Минфин же должен найти деньги для всех. Причем так, чтобы никого не обидеть и не задушить экономику лишними поборами.

Когда деньги сами текут из нефтяной трубы, искать их несложно. Но когда некогда мощный поток нефтедолларов превращается в слабенький ручеек, необходимо срочно придумывать, на чем сэкономить и как увеличить доходы государства.

В конце августа Минфин уже выступал с налоговыми инициативами. Ведомство Антона Силуанова предложило поднять подоходный налог. Вот некоторые детали реформы: установить необлагаемый налогом минимум доходов, а единую ставку поднять с нынешних 13 процентов до 15-16. Ожидаемый эффект — плюс 670 миллиардов рублей в 2017 году, к 2019-му — триллион. Тогда же говорилось о возможном повышении каждого из ключевых налогов — на прибыль, на имущество организаций, налога на добавленную стоимость (НДС) и страховых взносов (их платит работодатель) на один процентный пункт. Также речь шла о дополнительном налогообложении нефтяников, «Газпрома», производителей табачной продукции, о введении акциза на сладкие напитки, НДС на интернет-торговлю и об увеличении дивидендов, которые платят госкомпании. В общем, министерство старается изыскать средства, чтобы залатать бюджетные дыры.

И вот очередная инициатива — увеличение НДС с нынешних 18 до 20 процентов, а также изменение системы уплаты страховых взносов.

2 08115

30 процентов государству

Сейчас работодатели отдают государству 30 процентов зарплатного фонда: 22 процента идет в Пенсионный фонд России (ПФР), 2,9 процента — в Фонд социального страхования (ФСС) и 5,1 процента — в Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС).

В ПФР по ставке 22 процента отчисляют с зарплат до 796 тысяч рублей в год (66 тысяч с небольшим рублей в месяц), а сверх этой суммы — 10 процентов.

По новой инициативе финансового ведомства, компании будут платить за работника не 30 процентов, а меньше. Но с зарплаты любого размера. Ставку планируется понизить постепенно: в 2017 году — до 29 процентов, в 2018-м — до 28 процентов, а к 2019 году предполагается довести ее до 26 процентов.

Вроде ставка страховых взносов снижается (с нынешних 30 до 26 процентов), однако смогут ли при такой системе работодатели платить высококвалифицированным сотрудникам большие зарплаты?

Уходим в тень

Принесут ли инициативы Минфина бюджету искомый дополнительный доход, неизвестно. Бесспорен финансовый эффект, пожалуй, только от увеличения НДС. Правда, это совершенно определенно приведет к росту цен, ведь этот налог «зашит» в стоимость почти всех потребительских товаров и услуг. НДС очень хорошо собирается и приносит бюджету львиную долю его доходов. В прошлом году на НДС пришлось 34 процента всех поступлений. Для сравнения — налог на добычу полезных ископаемых обеспечил только 17 процентов доходов российской казны.

Что же касается изменения в порядке уплаты соцвзносов, то это приведет только к одному: работодатели будут экономить на зарплатах. Ведь никому не хочется платить государству, если можно этого избежать.

«Работодатели будут уводить зарплаты в тень. Некоторое снижение ставки — это незначительная компенсация по сравнению с потерями, которые предприниматели понесут в результате обложения всей зарплаты. Это явное общее повышение нагрузки, стимулирующее использование серых схем или вообще переход на зарплаты черным налом», — объяснил «Ленте.ру» Михаил Горст из департамента прикладной экономики НИУ ВШЭ.

3 049b1

Эксперт отметил, что схемы по уходу от взносов никуда не делись и активно применяются. Повышение налоговой нагрузки произошло после отмены Единого социального налога в 2010 году (его разделили на три взноса — в ПФР, ФСС и ФОМС). Тогда же количество желающих уйти в тень резко возросло.

«В тех отраслях экономики, где это возможно, этим непременно воспользуются. Прежде всего компании, у которых большой оборот наличности, и те, кто могут легко сменить юрисдикцию», — говорит Горст. По его словам, речь может идти, в частности, об IT-компаниях, если только они не подпадают под налоговые льготы. У крупных корпораций вряд ли получится скрыться от взносов, но средний бизнес не преминет воспользоваться такой возможностью.

К слову, реализация инициативы Минфина может привести к небольшому парадоксу: зарплаты в средних предприятиях, которые уклоняются от соцвзносов, будут расти быстрее, чем в больших законопослушных компаниях.

Предложения министерства финансов могут окончательно подорвать доверие к белым зарплатам. При увеличении облагаемой взносами зарплатной базы (а Минфин думает именно над этим — соцвзносы предполагается взимать со всего зарплатного фонда) работодатели двинутся в тень. А работники уже потеряли стимул к официальному труду. Раньше люди понимали, что полностью прозрачный для контролирующих органов заработок влияет на размер пенсии и прежде всего — на отчисления в накопительную часть. Теперь же, когда эти отчисления четвертый год как заморожены, а частью чиновников лоббируется отмена обязательных накопительных пенсий, говорить о заинтересованности граждан не приходится. Белая зарплата не нужна, если черная больше, а государство предлагает людям копить на старость самостоятельно.

Rss В закладки